Водопад


Водопад

Алексей Кондратьевич Саврасов, 1868

Холст, масло.

Первая ассоциация с именем Алексея Кондратьевича это, безусловно, картина «Грачи прилетели». Ее все мы знаем из пестрых учебников литературы – картина уже давно стала главной и чуть ли не единственно возможной иллюстрацией к стихотворениям о весне. Однако, за свою долгую и нелегкую жизнь Саврасов написал огромное количество работ, о которых знают лишь любители живописи и искусствоведы. Последние относят картину «Водопад» к разряду лучших работ художника.

Переиначив строчку знаменитой песни, у нас получится такая фраза: «Лучше гор могут быть только горы, по которым бежит водопад». Саврасов, как и многие пейзажисты, не мог не написать прекрасный горный пейзаж. По эстетическим качествам картина эта не уступает, а может даже превосходит некоторые работы художника и его коллег. В каждой детали полотна ощущается величие горделивой горной природы. Изящный хребет далеких гор в дымке облачной дымке, могучие дубы и многовековой сумрак, живой, подвижный ручей и древние камни – пейзаж до краев заполнен мрачной таинственностью и величием горделивой горной природы.

Нельзя не отметить мастерство, с которым Саврасов передал игру тени и света. Полотно вышло очень контрастным – от самого темного до прозрачно – светлого. Поразительно, как тонко художник уловил каждое мгновение цвета. Детальность просто завораживает. За счет этого эффекта вода бежит и журчит, а ветер играет с кронами деревьев. Мшистые валуны, в окружении могучих деревьев больше напоминают древних мистических зверей, убаюканных пением воды. Сказочных сумрак, который создают пышные кроны деревьев, добавляет мистический эффект этой картине.

Полотна, вышедшие из под кисти Саврасова, в каком бы цвете или настроении они не были, имеют одну общую черту, ставшую негласной визитной карточкой художника. Это детальность и скрупулезность, с которой творит художник каждый элемент картины. Посмотрите, какими фактурными кажутся камни – водопад был бы обычным беззаботным горным ручейком без них, а с ними его жизнь приобретает смысл, ему каждое мгновение приходится бороться с ними, преодолевать препятствия, становится сильнее. Это его история, его путь из сумрака к свету и свободе.

Самое яркое пятно света находится в центре картины. Композиция строится за счет игры тени и света. Тень отлично выделяет зеленые берега, четкие изображения деревьев и камней.

Присутствие человека на этой картине не чувствуется, этот уголок земли словно скрывается от посторонних глаз. Случайный путник никому не сообщит об увиденной им красоте, а шаги его скроет мох и папоротник.

Буйство красок и резкие контрастные переходы не в почтете у Саврасова. Им он предпочитает приглушенные, естественные оттенки и тщательную прорисовку каждой детали. За счет этого «Водопад» приобретает объемность. Чувствуется интимность момента – в каком бы музее не висела картина, зритель остается наедине с пейзажем, а тишину сможет нарушить лишь шепот водопада да шелест листьев.