Биография Виктора Михайловича Васнецова

Родился Васнецов в семье священика в вятском селе Лопьял. Отец его, Михаил Васильевич, когда родился Виктор, переехал в село Рябово. Маму звали Аполлинария Ивановна. Всего в семье Васнецовых было 6 детей, а жили они довольно бедно.

К тому же, мама умерла рано. Отец остался за главного. Он старался всем детям дать более менее разностороннее образование, учил тому, что знает, разносторонне развивал их. Бабушка увлекалась рисованием, и это тоже входило в число занятий семьи Васнецовых.

Рисовать Васнецов начал рано, но в те времена было принято, что сын идет по стопам отца, поэтому Виктора Михайловиа отдали в духовное училище. После него был перевод в Вятскую духовную семинарию. Здесь уже Васнецов начал плотно заниматься живописью. С 1866 по 1867 года он нарисовал около 75 рисунков, используя тему русских пословиц и поговорок для книги "Собрания русских пословиц" Николая Трапицина.

На Васнецова сильно повлияла встреча с Э.Андриоли, который был ссыльным польским художником. От него он узнает про Санкт-Петербугскую академию художеств. Туда он и решил поступать, не закончив последний курс семинарии. Отец был не против, предупредил только, что с деньгами не поможет.

Но без поддержки он не остался. Андриоли совместно с епископом Адамом Красинским связались с губернатором Кампанейщиковым, организовали продажу картин Васнецова "Жница" и "Молочница". За них они смогли выручить шестьдесят рублей.

И вот с этой суммой и еще небольшой надбавкой отца Васнецов отправился в Петербург.

Из-за воей скромности и не уверенности, после сдачи эказменов он даже не посмотрел списки зачисленных. Отправился искать угол и хоть какую-то возможность заработать денег. Тут он встречает брата своего вятского учителя Красовского. Тот устраивает его рисовальщиком. Позже Васнецов устраивается работать художником по рисованию иллюстраций к книгам и журналам. В это же время он идет учиться в школу Общества поощрения художников. Там он знакомится с И. Н. Крамским, что сыграло немаловажную роль в последующей его жизни.

В 1868 году Васнецов снова решил поступать в С.Петербургскую академию. Тут он узнал, что тогда он все-таки был зачислен. Во время учебы Васнецов знакомится с Репиным, Антокольским, Максимовым, они становяться друзьями. Немаловажной была встеча Васнецова с художником Павлом Чистяковым в 1870 году, она оказала влияние и на творчество Виктора Михайловича. Чистяков не стал ограничивать стремления Васнецова и подгонять его под стандарты "классицизма", а, наоборот, развивал его собственный талант.

В первый же год учебы Васнецов получает серебрянную медаль. Следующую он получает в 1869 году за картину "Христос и Пилат перед народом".

В 1870 году отец Виктора умирает. С деньгами стало совсем тяжело, ведь на попечении у Васнецова находиться теперь его 16-летный брат Апполинарий (впоследствии он станет тоже знаменитым художником).

С 1871 года Васнецов все реже начинает посещать академию. Причина тому болезнь и нехватка времени. Васнецов очень много работает. В этот период он подготовил 200 иллюстраций к Народной азбуке, Солдатской азбуке Столпянского, к Русской азбуке для детей Водовозова. Он успевает выполнять и свои рисунки в основном на бытовую тему.

В 1875 году Васнецов окончательно покидает академию: потребность зарабатывать становиться первоочередной, да желание работать самостоятельно и свободно становиться больше. Он уже написал картины "Чаепитие в трактире" (она была взята на выставку передвижников) и "Нищие певцы".

В 1876 году выходят его картины "С квартиры на квартиру" и "Книжная лавочка".

Весной 1876 года Васнецов едет в Париж. Под впечатлением от нахождения во Франции появляется работа "Балаганы в окрестностях Парижа" (1877 год).

Через год он возвращается в Россию и венчается с Рязанцевой Александрой Владимировной. Они переехали в Москву.

В 1878 году Васнецов начинает работу над картиной "После побоища Игоря Святославича с половцами". Она стала первой в цикле историко-былинных работ. Но картина единодушного одобрения не встретила. Слишком уж она был необычна, что сложно было выделить какое-то единое мнение. Чистяков же отозвался о работе так: "Таким далеким, таким грандиозным и по-своему самобытым русским духом пахнуло на меня, что просто загрустил: я, дoпeтрoвский чудак, позавидовал Вам..."

Не смотря на критику, Васнецов продолжает работать в выбранном направлении. В 1882 году он пишет "Витязя на распутье".

В Москве происходит еще одно важное событие: Васнецов знакомиться с семьей Саввы Мамонтова. Эта встреча повлияла на его творчество. Мамонтов делает ему заказ на три картины в зал заседаний Донецкой Ж/Д:"Ковер-самолет", "Битву скифов со славянами" и "Три царевны подземного царства".

Стоит отметить его картину "Аленушка" - образ одинокой сиротки, печально склонившейся у воды. Печаль отражает даже пейзаж: и деревья и вода.

Васнецов так же занимался декорациями к спектаклям, и получалось это у него не хуже, чем рисовать картины. Хотя он и не долго занимался декорациями, но успел их сделать достаточно много.

В 1897 году выходит его картина "Царь Иван Васильевич Грозный", которую он написал под впечатлением увиденного собора Василия Блаженного, а задумка ее появился в 1880 году.

В период с 1875 по 1883 года планировалось открытие в Москве (как раз шло строительство) Исторического музея. Васнецов получил заказ выполнить картину "Каменный век". Это было достаточно неожиданно для художника, столь крупная работа.

Еще одно неожиданное предложение поступило Васнецову - росписать Владимирский собор в Киеве. Художник прожил 6 лет в Киеве, а кроме этого работа над росписью заняла 10 лет.

После этого достаточно громкой очередной его картиной стали "Богатыри". Изысканность, суровость и могучесть - все это сочетается в русских героях былин, известных каждому жителю России. Эта картина была последней в тот период, когда сил и энергии было много, самый расцвет творчества Васнецова. Последующие работы "Цapeвнa-лягушкa", "Спящая царевна", "Царевна Несмеяна", "Баян" уже не были такими сильными, это были последние работы.

23 июля 1926 года Васнецов скончался. Было ему 79 лет. Смерть пришла к нему вечером дома, разрыв сердца. Ну и, как обычно, в полной мере оценили все его творчество только после смерти.